Ильясов: Право на возвращение репрессированных не должно предусматривать ограничений

Госсовет дважды инициировано внесение поправок в федеральные законы.

Ремзи Ильясов

Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав депортированных граждан, является своевременность их защиты. Такое мнение выразил заместитель Председателя Государственного Совета Республики на заседании Консультативного совета по межнациональным отношениям при Полномочном представителе Президента в Крымском федеральном округе, где обсуждались состояние дел и дополнительные меры по повышению эффективности деятельности органов государственной власти в республике по социально-экономическому обустройству и культурно-духовному развитию реабилитированных народов Крыма, сообщает пресс-служба Государственного Совета Республики Крым.

Как отметил Р. Ильясов, принятие Президентом Российской Федерации Указа «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» в редакции от 12 сентября 2015 года потребовало корректировки действующего и формирования нового федерального и республиканского законодательства, обеспечивающего необходимую основу для системной и комплексной работы.

Ее итогом послужило принятие ряда социально значимых для крымских татар законов, касающихся утверждения русского, украинского и крымско-татарского языков государственными языками Республики Крым; их использования при опубликовании законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым; написания наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов; предоставления мер социальной поддержки гражданам из числа лиц, подвергшихся необоснованным репрессиям по политическим мотивам; объявления и организации проведения в Республике Крым религиозных и национальных праздников, памятных дат; предоставления права на получение дошкольного, начального общего, основного общего образования на родном языке, в том числе на русском, украинском и крымско-татарском, и других.

Р. Ильясов также сообщил, что в Комитетах Государственного Совета Республики Крым проходят обсуждения проекты законов, касающиеся функционирования государственных языков и иных языков в Республике Крым, государственной поддержки крымско-татарского языка, регулирования некоторых вопросов квартирного учета депортированных граждан, и расширения мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.

Кроме того, по его словам, Государственным Советом Республики Крым дважды инициировано внесение поправок в федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
«Вопросы переезда на постоянное место проживания в Крым, регистрации, получения справки о реабилитации, приобретения гражданства Российской Федерации лицами из числа репрессированных народов Крымской АССР стали кричащими. В органы государственной власти Республики Крым продолжают поступать многочисленные обращения. В результате правового вакуума тысячи лиц из числа репрессированных народов Крымской АССР не могут воспользоваться своим законным правом на возвращение, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания, без чего немыслим сам процесс реабилитации», — подчеркнул вице-спикер.
Вместе с тем, по результатам правовой экспертизы, обе законодательные инициативы крымского парламента получили отрицательные заключения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, которые Р. Ильясов считает необоснованными.

«В пояснительных записках обозначены цели их разработки – получение без квот реабилитированными лицами и лицами, пострадавшими от политических репрессий разрешения на временное проживание при возвращении в Российскую Федерацию, либо гражданства по упрощенной процедуре. Политические репрессии, имевшие место в отношении граждан путем ссылки, высылки, направлению на спецпоселение с мест традиционного проживания осуществлялись без преференций, тотально, в связи с чем, право на возвращение не должно предусматривать каких-либо ограничений, в том числе и квот на получение разрешения на временное проживание», — убежден заместитель Главы крымского парламента.

В своем выступлении Р. Ильясов также напомнил о снятии Указами Президиума Верховного Совета СССР с учета спецпоселения и освобождении из-под административного надзора органов внутренних дел представителей армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского, немецкого народов и членов их семей. Вместе с тем, несмотря на формальную отмену режима «спецпоселений», для указанной категории граждан вплоть до 09.01.1974 г. продолжали применяться ограничения прав и свобод, а их дети, родившиеся до указанной даты, фактически подвергались мерам принуждения, проживая в местах депортации.

При этом, по словам вице-спикера, Конституционный Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой «если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола, как того требует названный . Эти обстоятельства должны приниматься во внимание правоприменительными органами и при рассмотрении заявлений о реабилитации лиц, чьи родители были необоснованно репрессированы по политическим мотивам».
«Таким образом, вполне очевидно, что описанная проблема не требует изменения законодательства. Для устранения этих очевидных нарушений прав граждан достаточно было бы просто направить соответствующие разъяснения в органы власти, уполномоченные на выдачу справок о реабилитации. Группа депутатов и специалистов продолжают работу в этом направлении», — заверил Р. Ильясов.

ИА «9-й КРЫМ»

Поделиться:

Похожие новости

    Вверх