Россия после пандемии COVID-19: Крым как международная здравница

Международным институтом стратегических исследований «Вектор» (г.Москва) совместно с Крымской Академией наук разработан проект «Крым как международная здравница». Основная цель проекта – создание на территории крымского полуострова научно обоснованной и одной из лучших в мире системы оздоровления людей.

Авторы проекта полагают, что в условиях обострения проблем, связанных со здоровьем человека и общества, и особенно в связи с пандемией COVID-19, все это является особо актуальным.

Крым, как известно, уникальный регион, который обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы стать международным центром здоровья и лучших достижений в гуманитарном развитии в целом.

Ниже излагаются основные тезисы проекта «Крым как международная здравница», разработанные на основе обобщения международного опыта и собственных научных исследований. При этом особое внимание обращено на использование отечественного и, прежде всего, советского опыта развития курортной отрасли в Крыму, Краснодарском крае, Подмосковье, на Кавказе и в других регионах.

Основные тезисы и направления реализации проекта

«Крым как международная здравница»

Первое. Модернизация материально-технической базы курортно-рекреационного комплекса Крыма, что предполагает:

– проведение полной инвентаризации всего курортно-рекреационного потенциала Крыма. Важно при этом классифицировать крымские здравницы по целевой направленности – лечебные, оздоровительно-профилактические и другие, и по зонам (регионам) расположения. Такая работа частично проводилась, но ее необходимо существенно расширить и систематизировать;

– после инвентаризации бесхозные или неэксплуатируемые рекреационные объекты целесообразно безвозмездно передать в собственность или управление субъектам Российской Федерации или других стран на условиях их последующей модернизации и круглогодичной эксплуатации. Соответствующие поправки должны быть внесены в Конституцию Республики Крым и другие нормативно-правовые документы;

– на рекреационных объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, провести плановую реновацию и довести их до уровня лучших международных стандартов. Возможно привлечение для модернизации таких объектов частного, зарубежного и отечественного капитала, а также средств, выделяемых на реализацию нацпроекта «Здоровье»;

– рекреационные объекты, находящиеся в ведомственной и частной собственности, необходимо также модернизировать и довести их работу до уровня международных стандартов, обеспечив круглогодичную работу на основе рыночных принципов;

– муниципальным органам власти совместно с Минздравом РФ и земельно-кадастровыми организациями провести изучение возможности дополнительного выделения земли для строительства новых санаторно-курортных объектов;

– обеспечить доступность широких слоев населения к оздоровлению в Крыму. Цена за путевку должна устанавливаться на рыночных принципах, а ее оплату, в частности для россиян, целесообразно производить, исходя из имеющегося опыта: треть – оплачивает государство, треть – профсоюзы, треть – отдельно взятый приобретатель путевки.

– в рамках общего проекта создается (или модернизируется) внутренний кластер «Евпатория как детская международная здравница». Предложения по развитию Евпатории как детского курорта на основе системного моделирования в основном уже разработаны.

Второе. Повышение качества медицинского обеспечения крымских курортов до мирового уровня, что предполагает:

– необходимость обобщения международных достижений в деле защиты здоровья и профилактики заболевания людей и создание на этой базе системы, аккумулирующей использование передовых медицинских технологий. Проведенный контент-анализ документов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) показывает, что большая часть наиболее распространенных заболеваний в современном мире может эффективно лечиться именно в Крыму;

– модернизировать и расширить работу научно-исследовательских подразделений курортно-рекреационной направленности. Их основной задачей должна явиться разработка соответствующих рекомендаций с учетом лучших мировых достижений. Особо важно, чтобы Крым стал международным центром курортологической науки;

– восстановить статус Медицинского государственного университета им. С.И. Георгиевского как самостоятельного юридического лица (в настоящее время Медицинская академия – структурное подразделение КФУ им. В.И. Вернадского) и возвратить его в состав Минздрава Российской Федерации. Это обеспечит работу вуза в контексте всей системы высшего медицинского образования России, будет значительно содействовать его финансовому и научно-методическому обеспечению, повышению уровня и качества подготовки высококвалифицированных кадров. При подготовке специалистов-медиков особо важно и необходимо учитывать потребности развития Крыма как международной здравницы;

– качественно усовершенствовать систему материально-технического и бытового обеспечения работы высшего и среднего медицинского персонала. Важно при этом использовать опыт Китая, Вьетнама, Израиля, бывшего Советского Союза и других стран;

– целесообразно организовать в Крыму государственную систему производства фармакологических препаратов для обеспечения потребностей курортно-рекреационной сферы. Перспективность создания такой системы, (а возможно и отрасли), более чем очевидна, учитывая многомиллионный контингент приезжающих на оздоровление в Крым, а также местных жителей. Основной критерий – выпускаемые препараты должны быть особо высококачественными и соответствовать или превосходить международные стандарты;

– особо целесообразно создать в Крыму технопарк передовых медицинских технологий и производства инновационных средств лечения людей. Имеются комплексные технопарки, такие как Силиконовая долина в Калифорнии (США), София–Антиполис (Франция) и ряд других. Но технопарков, специализирующихся непосредственно на продвижении передовых технологий в сфере медицины, очень мало. В данной связи создание в Крыму специализированного медицинского технопарка явилось бы новой моделью технопарков, что в перспективе может сделать Россию одним из мировых инновационных центров. В Международной ассоциации технопарков IASP считают, что Крым вообще – особо подходящее место для размещения современных технопарков;

– учредить информационно-аналитический центр с целью распространения лучших достижений в профилактике здорового образа жизни, защиты здоровья людей, а также повышения общего уровня медицинской культуры населения в целом. Как известно, по данным специалистов ВОЗ, уровень медицинской культуры населения планеты не превышает 3-х баллов по 10-балльной шкале оценок. Мобилизация в Крыму масс-медиа и других информационных ресурсов, повышающих общий уровень медицинской культуры, является востребованной и целесообразной;

– в перспективе важно организовать на базе одного из санаториев или при других медицинских учреждениях постоянно действующего международного Института повышения квалификации работников курортно-рекреационной сферы с целью обмена опытом и повышения квалификации соответствующих специалистов.

Третье. Экологическое оздоровление Крыма как международной здравницы. Основной критерий – качественное улучшение оздоровления окружающей среды, что предполагает:

– обеспечение проведения экологической политики в Крыму на принципах и стандартах международного уровня. Принятие мер по выполнению всех международных обязательств, связанных с охраной окружающей среды, и имплементацию их в нормативно-правовое поле Крыма;

– разработку системы предложений для Государственной Думы РФ и Госсовета РК по созданию Программы по охране окружающей среды Крыма с последующим предоставлением статуса полуострову «Международного экологического заповедника». Основы Концепции такого заповедника уже созданы и прошли научную апробацию среди специалистов;

– ужесточение административной и уголовной ответственности в отношении тех, кто разрушает местную биологическую устойчивость;

– необходимость решения проблемы с утилизацией бытовых отходов, потому что Крым в настоящее время – один из самых загрязненных бытовыми отходами регион России. Международный опыт показывает, что данная проблема в современных условиях решаема. Имеются специально разработанные для Крыма предложения от международных организаций по решению указанной проблемы на основе передового швейцарского опыта, а также предложения из Ирана и других стран.

Четвертое. Качественное улучшение продовольственного обеспечения крымских курортов и местного населения. Крым как курорт международного уровня не состоится, в принципе, если не будет решена в регионе продовольственная проблема с точки зрения производства и повышения качества потребляемых продуктов питания. В данной связи предлагается:

– разработать и реализовать специальный «Крымский проект» в части выполнения распоряжения Правительства РФ от 02.02.2015 г. № 151/р по стратегии устойчивого развития сельских территорий. За основу целесообразно взять рекомендации ФГБУН (Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма) и известные научно-методические рекомендации Крымской Академии наук «Инновационные аспекты развития сельских территорий», получивших высокие оценки профильных специалистов;

– восстановить Крымский агротехнологический университет как самостоятельное юридическое лицо (в настоящее время – Академия биоресурсов и природопользования – структурное подразделение КФУ им. В.И. Вернадского), возвратив его в состав Министерства сельского хозяйства РФ. Это единственно реальный путь возрождения вуза и поднятия уровня подготовки высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса Крыма, а также важнейшая предпосылка в решении вопросов, связанных с повышением количества и качества производимых продуктов питания. В свое время Крымский сельскохозяйственный институт им. М.И. Калинина являлся одним из ведущих в Советском Союзе и готовил специалистов для многих стран мира;

– предоставить администрациям сельскохозяйственных районов Крыма права «вернуться в экономику» и самостоятельно участвовать в системе организации производства и реализации сельхозпродукции. Предварительные расчеты показывают, что расширение прав участия муниципальных органов в системе производства сможет существенно привести к повышению производительности сельскохозяйственного труда, создаст новые рабочие места и т.п. Крым в данном направлении продемонстрировал бы всей России один из инновационных путей развития современной экономики;

– предпринять меры по созданию в Крыму специализированных госхозов (совхозов) с целью производства для санаторно-курортного комплекса продуктов питания целевого назначения;

– привести в систему организации закупок продовольствия курортного назначения на предприятиях малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса;

– запретить на территории Крыма юридическую регистрацию выделения земельных угодий под производство сельхозпродукции лицам, не имеющим соответствующего профессионального образования. В данной связи для Крыма явился бы полезным соответствующий опыт Швеции и некоторых других стран;

– ввести собственный «Крымский стандарт качества» на производимые или реализуемые в Крыму продукты питания и другой сельскохозяйственной продукции. За основу определения качества производимой и реализуемой в Крыму сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, целесообразно взять ГОСТы советского образца;

– ввести жесткие меры ответственности, включая уголовную, за реализуемые среди населения продукты питания и другую сельскохозяйственную продукцию, не соответствующую стандартам качества;

– восстановить на качественно новом инновационном уровне особо целесообразную для развития курортов Крыма эфиромасличную отрасль. Для Крыма – это традиционное производство, значительная часть продукции которого используется в медицинских целях. Важным при этом является высокий экспортный потенциал эфиромасличной отрасли;

– интегративным проектом для всего Крыма должен явиться самостоятельный проект, направленный на улучшение водоснабжения региона. В данной связи целесообразным будет проведение под патронатом Крымской Академии наук конкурса уже имеющихся научно-обоснованных предложений, разработанных отечественными и зарубежными специалистами. В частности, так решалась проблема с водой на Аравийском полуострове, и была относительно успешно решена.

Пятое. Систему гуманитарного обеспечения реализации проекта «Крым как международная здравница» целесообразно разрабатывать с учетом известных предложений профессора медицины и архиепископа Симферопольского и Крымского В.Ф. Войно-Ясенецкого, который считал, что оздоровление человека необходимо осуществлять комплексно, во взаимосвязи материальных и духовных факторов. Первостепенными задачами в данном направлении должно стать:

– подготовка и принятие Закона (или ряда законов) Госсоветом РК о гуманитарном статусе Республики Крым, где определить особенность и стандарты развития в Крыму всей системы гуманитарных отношений, включая развитие культуры, образования, науки, межконфессиональных и межнациональных отношений и т.п.;

– ведущие творческие организации Крыма, такие как Крымское Отделение Союза писателей России, Крымское Отделение Союза журналистов России, Крымское Отделение Союза кинематографистов России, Крымская Академия наук и ряд других уже разработали проект современного гуманитарного возрождения Крыма, который тесно коррелирует с проектом «Крым как международная здравница»;

– одним из инструментов проведения гуманитарной политики в Крыму должно стать создание Крымского Центра творчества и науки в г. Симферополе, деятельность которого будет распространяться на весь Крым, включая курортно-рекреационный комплекс. Создание такого Центра вытекает из Указа Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», где особо указывается на необходимость «делегирования государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам»;

– важно восстановить ликвидированные (приватизированные) в украинский период истории Крыма Домов творчества писателей, художников, кинематографистов, ученых, актеров и т.п. на правах филиалов Крымского Центра творчества и науки. Через такие Дома творчества создается реальная возможность и механизм превращения крымского региона в площадку для демонстрации и распространения лучших достижений современной российской и мировой культуры, искусств, образа жизни людей и т.п.;

– особо значимым для Крыма, России и международного сообщества может стать проект «Херсонес», или «Крымский гуманитарный Давос», на площадках которого на самом высоком уровне рассматривались бы вопросы развития современной науки, культуры, образования в контексте духовно-нравственного и гуманитарного возрождения людей в целом. В современном мире нет такого международного центра, где бы научное сообщество и специалисты с позиций общечеловеческих ценностей обсуждали бы вопросы в сфере решения общегуманитарных проблем. Более чем очевидно, что это особо востребовано в современном мире. Соответствующие предложения подготовлены, получили одобрение и поддержку многих организаций. В данной связи есть реальная возможность сделать Крым одним из мировых лидеров духовного и гуманитарного возрождения.

Шестое. Модернизация нормативно-правовой базы, определяющей принципы, формы, методы, функции и основные направления развития курортно-рекреационной сферы в Республике Крым, что предполагает:

– принятие Федерального Закона «О развитии в Крыму санаторно- курортного комплекса», где предусмотреть международный статус крымского курорта и законодательно закрепить его специфику развития. Разработку и продвижение такого закона могут взять на себя депутаты Госдумы РФ от Республики Крым с участием профильных специалистов;

– принятие постановления Правительства РФ по развитию курортно-рекреационной деятельности в Крыму. Продвижение такой инициативы – в компетенции руководства РК;

– внести в Конституцию Республики Крым изменения, направленные на более эффективное развитие курортно-рекреационной сферы. Соответствующие предложения требуют сопровождения депутатов Госсовета РК;

– расширить социально-экономические права муниципальных органов власти на местах. Это особо важно с точки зрения перспектив развития экономики в целом, и особенно в частности мотивации работы по поднятию малого и среднего бизнеса, что предусмотрено нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

– принять на Федеральном уровне решения по созданию в Крыму Научного центра РАН с участием Крымской Академии наук и государственных НИИ с целью мобилизации научного потенциала Крыма для решения непосредственно внутрикрымских проблем наряду с федеральными. В настоящее время Крым является фактически единственным регионом в России, не включенным на должном уровне в систему взаимоотношений работы РАН и местных органов власти с точки зрения специального научного обеспечения проводимых в Крыму преобразований.

Седьмое. Создание инновационной системы организации и управления проектом «Крым как международная здравница» предполагает:

– первоначально субъектом модернизации курортно-рекреационной системы Крыма должно стать Правительство России, и непосредственно Совет Министров РК. В данной связи необходимо расширение функций крымских министерств и ведомств, направленных на создание наиболее оптимальных условий по подготовке и реализации рассматриваемого проекта;

– одновременно на принципах государственно-частного партнерства создается юридически самостоятельная организация «Крымкурортсервис» (по аналогии с проектом «Крымский мост») по управлению всей системой становления и развития курортно-рекреационной отраслью в Крыму в современных условиях. При этом особо целесообразно использовать хорошо зарекомендовавший себя менеджмент уже реализованных в регионе Федеральных проектов, а также накопленный опыт соответствующей работы властей Крыма по модернизации курортов в современных условиях. «Крымкурортсервис» должен быть организован на инновационных принципах цифровой экономики с целью его более эффективной работы и управления;

– при системном моделировании проекта в него будут включены на правах самостоятельных подсистем не только медицинский, продовольственный и экологический кластеры, но уже разработанные программы, прямо или косвенно входящие в предлагаемую систему управления. И прежде всего, «Концепция создания в Крыму Центра инновационного развития», «Создание научно-производственной базы внедрения инновационных технологий питомниководства, глубокой переработки винограда, получения продуктов здорового питания функциональной направленности для лечения и предупреждения системных заболеваний в Республике Крым», «Создание производства соков, джемов, детского, диетического питания, концентратов, экстратов, бальзамов, БАДов на основе инновационных технологий из натурального сырья Крыма» и т.п. В настоящее время научные сообщества Крыма готовы предоставить более десяти научно обоснованных проектов, которые в той или иной степени будут обеспечивать эффективность реализации общего проекта «Крым как международная здравница»;

– финансовый менеджмент проекта может осуществляться за счет традиционных источников бюджетирования и ресурсного потенциала нацпроектов «Здоровье», «Демография», «Наука», «Культура», «Образование» и ряда других. В практическую плоскость необходимо перевести реализацию статьи 75 Конституции Республики Крым об установлении республиканских региональных налогов и порядка их взимания. Возможны и другие источники финансирования, включая привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов;

– Крым как курорт мирового уровня не состоится, если на его территории не будет достигнут должный уровень правопорядка. Развитие курорта должно быть обеспечено наиболее совершенной системой безопасности, защищающей права и свободы граждан.

Представленные тезисы проекта «Крым как международная здравница» отражают наиболее общие принципы превращения Крыма в международный центр здоровья и гуманитарного развития.

Предполагается, что после завершения работ над проектом и его реализацией в Крыму будет создан курортно-рекреационный комплекс международного уровня и значения, не имеющей аналогов в современном мире.

Научно-методический совет МИСИ «Вектор»

ИА «9-й КРЫМ»

Поделиться:

Новости по теме

Использование в сети Интернет любых материалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии
обязательного размещения активной индексируемой гиперссылки на источник публикации www.crimea9.ru
и точного воспроизведения используемых материалов.

Вверх